Лекции по риторике
Вводная лекция Особенности современной социокультурной ситуации и ее влияние на язык, речь, мышление.
Язык. Коммутативная деятельность человека. Функции языка и речи .
Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Язык является одной из семиотических систем. Семантика – это все содержание информации, передаваемое словом. Язык – это естественная, непридуманная, неврожденная знаковая система, существующая наряду с другими знаковыми системами. К врожденным знаковым системам относятся “языки” животных. К искусственным языкам относятся вторичные знаковые системы кодирования информации. Гипотезы возникновения языка:
Герменевтика (от. Гермес) – искусство толкования текстов. Люди договорились между собой как называть ту или иную вещь. Язык складывается в результате совместной трудовой деятельности людей. а) имитация звуков природы; б) имитация звуков животных; в) рефлекторное выражение эмоций; г) имитация звуков трудовых процессов. Язык – это система словесного выражения мыслей, обладающих определенным грамматическим и звуковым строем. Язык – это коллективное, социальное явление, но когда он используется индивидуально, он превращается в речь. Языковое общение людей и эволюция человека. Особенности языка:
Структура коммуникативного акта Можно выделить следующие компоненты коммуникативного акта:
Функции языка:
Универсальность языка связанна с тем, что с помощью языка можно обратиться к человеку, животному, машине, к самому себе, потомкам, людям, которые разделены временем и пространством.
Коннотация – это дополнительные эмоциональные оценки в значении слов. Денотат – это предметное значение слова. Денотат указывает на то, что это слово означает.
Социальные и психологические факторы в истории языков. Своеобразие языка на разных ступенях социальной истории народов.
Кризис языка в современном обществе. Пути выхода из него. Своеобразие языка на разных ступенях социальной истории народов. В истории развития языка можно выделить ряд этапов. Зарождение, создание, развитие устного языка. Это единый шоттогонический процесс. Особенности языка в первобытном обществе:
Эвфегинизм (хорошо говорю) – это благопристойная, смягченная форма слова, замена грубого слова более вежливым (старая женщина => в преклонном возрасте) . Зарождение, создание и развитие письменного языка. Дописьменный язык называли варварским языком, дописьменную культуру – варварской. Письменность возникла, когда образовались первые государства: на смену неписаным законам пришли гражданское право и письменные законы. Письменный язык обладает тремя важными свойствами:
С появлением письменности общество разделяется на грамотных и неграмотных. Появляются школы. Рост школ приводит к тому, что появляется обилие текстов, созданных в разных школах по разным правилам. Поэтому возникает потребность в унификации языка для успешного чтение и понимания текстов: появляются грамматика, логика, риторика, философия, стилистика
Этап правильных и неправильных языков Этот этап связан с феодализмом, феодальной раздробленностью, когда возникает задача сохранения единства цивилизации и культуры. Основную роль при этом начинает играть религия: христианство (православие и католичество) , ислам, конфуцианство. В целях сохранения смысловой ценности тексты канонизируются. Канонизированные тексты считаются правильными (тексты священного писания) , а неканонизированные – неправильными (апокрифы) . Апокрифы – произведения с библейским сюжетом, содержание которых не совпадает с официальным вероучением.
Языковые особенности в эпоху Средневековья
Этап национальных языков Появление книгопечатания на этом этапе, подвижный шрифт, типографский сплав. Все это осуществило революцию в языке. Книгопечатание открыло ряд возможностей:
Кризис языка в современном обществе. Пути выхода из него 3 аспекта кризиса: 1) Наличие различных национальных языков, которые представляют собой барьер для эффективного обмена информацией. 2) Современные языки содержат много терминов, неоднозначно трактуемых, что приводит к двусмысленности в общении.
Пути выхода:
Формы существования языка.
Системы регулярных и взаимозависящих вариантов реализации языкового взаимодействия образуют формы существования языка. К формам существования языка относятся:
Все формы существования языка, кроме тайных, в пределах данного общенародного языка доступны пониманию. Однако высшей формой является литературный язык. Взаимосвязь между формами существования языка усложняется по мере развития функциональных стилей. У говорящего постепенно складывается узус (в переводе обычай, правило) речи – это общепринятое употребление слова или оборота. И в просторечии, и в диалекте, и в профессиональном арго есть свой узус. Прир. языковая форма сходна и в диалектах, и в литературном языке. нормы – это существование у говорящего идеала, образца, эталона. Между отдельными нормами литературного языка и просторечия существуют пограничные зоны, где происходят взаимопроникновения норм, существуют дубл. варианты норм. В динамике нормы в любом социуме участвуют два фактора:
Литературная норма может меняться с развитием языка. Понятие норма весьма субъективно. Т. е. сточки зрения лингвистики, разные формы существующего языка не могут быть правильными или неправильными, образцовыми или смешными. Особенности нормы литературного языка:
Можно выделить следующие важные нормы литературного языка:
Русский литературный язык существуют в двух формах: в устной и письменной. Особенности устной формы :
Особенности письменной формы :
Формы речи и функциональные стили.
Определение, содержание и структура риторики как науки.
В системе языкового образования риторика следит за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики : запрет на отсутствие новизны в сообщении. Гр. и риторика связываются через стилистику . Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность. Как любая наука, риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:
Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи.
Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни. Опр .: под эпосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Эти условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпы речи. Опр .: под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь. Опр .: под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции. Эффективность речи Чтобы речь была эффективной, она должна обладать свойствами новизны, уместности и правильности. Социальная стагнация – деградация речи. Объектом исследования современной риторики является не только устная речь, а все виды речи. Данные виды речи риторика заимствует из стилистики, а главной частью стилистики является теория словесности. Словесность.
Структура риторики Риторика подразделяется на общую, частную, тематическую. Она изучает этос, пафос, логос. Исследует какой-то один вид речи в сочетании со стилистикой этого вида речи (частная словесность) . Тематическая риторика исследует правила комбинирования видов словесности вокруг одной темы (для Америки) . Кроме этого существует деление риторики на теоретическую и прикладную. Теоретическая – дедуктивным способом исследует законы речи, которые затем верифицируются фактами истории и риторической практики. Практическая – исследует правило пользы речи, которое апробируется на практике и обусловлены случаями успешной или безуспешной речи. Законы риторики. Пр. 1. Если диалог ведется в одном виде словесности, и тема обсуждается большим количеством лиц и длительное время, то происходит опустошение речи (энтропия) . Пр. 2. Если диалог ведется в разных видах словесности, и тема варьируется, то возникает обогащение содержания. Пр. 3. Слои смысла в метологич. высказывании имеют определенный порядок – образ автора, общее содержание речи, образное содержание речи, эмоциональное содержание речи, логическое содержание, композиционное, то стилистически содержание невозможно построить речь с другой структурой содержания. Правило гемилектики Полное понимание текста возможно лишь тогда, когда речь ведется от образа автора, либо наоборот. Правило риторики Правило риторики – индивидуальное использование законов риторики, в зависимости от цели говорящего.
Оратория Риторический анализ и риторический эскиз речи
Риторический анализ – позволяет понять как устроена готовая речь, то есть проследить путь от мысли к слову. Для этого используется такое понятие как риторический канон . Этапы классического риторического канона:
Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые “общие места” (топы – смысловые модели развития речи) . Топ – система понятий, предполагающих способы мыслей о любой речи. Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности речи выделяется следующая структура:
Элокуция – это этап словесного оформления речи. Важен отбор слов и словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образные средства для выражения смысла речи – “цветы красноречия” ) . Actio hypocrisis – произнесение речи на публике предполагает умение пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика) . Инвенция. Инвенция – поиск идей, содержания, смысла будущей речи. По Ломоносову идеи подразделяются на простые и сложные по структуре. Для того, чтобы развить идею испол. смысловой модели “топы ““общие места” : род, вид, часть, целое, определение, сходства, различия, причина, следствие, сравнение. Совокупность “общих мест” - топика – отражает общие законы мышления или смысловой модели, по которой любой ритор или оратор творит речь. Топика позволяет без напряжения разработать любую идею. Смысловая модель: Род, вид Топ, род и вид отражают универсальный закон речи или мышления, умение рассуждать, от общего к частному – дедукция, от частного к общему – индукция. Смысловая модель: Определение Предмет речи очень просто можно определить через ближайшие родовые и видовые отличия. В классической риторической традиции определение (дефиниция, экспликация) речи следует за вступлением. I способ – подвести под общее понятие. II способ – определить предмет речи через противопоставление. III способ – используя метонимию – через смежность предмета. IV способ – через последовательное перечисление свойств. Троп: целое, часть. Используется для определения:
Выделяются или перечисляются только те части предмета, которые функционально значимы. Самые заметные признаки и свойства. Второй этап классического риторического канона – диспозиция. Диспозиция (по Ломоносову) – расположение идей в пристойном порядке. Риторический канон в расположении идей речи отражают европейскую культуру слова. Современные рекомендации, опираясь на традиции, ничего не навязывают оратору, а лишь предлагают определенные образцы. Рекомендации старых риторик: По Ломоносову порядок расположения топов следующий:
Для того, чтобы описать предмет творчески, описание делится на три части – начало, середина, конец. Начало: 1) обращение к предмету описания (О мысль! Люди!) 2) сказать о времени дня или года 3) сказать о месте, где предмет находится или встречается. (описание от общего к частному) . Середина: 1) если предмет бездействует (озеро, поляна) , описываются перемены в нем происходящие в зависимости от внешних условий (время, погода) 2) неодушевленные физические предметы, которые состоят из частей – описывается каждая часть 3) нравственный предмет (совесть, благородство) – обращаются к топу, вид, род, разновидность, подобие, противоположность. 4) действующее лицо (киноактер) – описываются свойства. Существуют правила расположения середины, концовки: а) самое интересное в предмете располагается ближе к концу описания; б) избегать излишней детализации (брать самое существенное, главное) ; избегать повторов. Конец: 1) эмоционально обратиться к предмету речи, выразить свои чувства, пожелания;
Как рассказывать истории Существуют различные стратегии ведения рассказа (образец: Дубыч, Довлатов) . Рекомендации:
а) обращение к адресату; б) общая мысль рассказа, повествования (заложение интереса) ; в) дается общепринятая истина, высказанная в афористической форме; г) место, время действия, лицо. а) следовать естественному ходу событий, продвигаясь к кульминации. а) развязка истории, вывод, при этом рассказывая историю необходимо помнить что, кому, с какой целью рассказывать. Принципы создания интересного рассказа:
Классический образец речи-рассуждения (хрия) . Опр. Хрия – слово или рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-либо тезис. В хрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис) , которую нужно доказать как справедливую, либо опровергнуть как ложную. Структура строгой (классической) или прямой хрии. Строгая хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса: тезис – доказательство. Структура состоит из 8 частей:
Структура нестрогой (свободной) хрии. Доказательство – тезис. Опр. Такой способ рассуждения, когда вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис, называется индуктивным (сократовским) . Структура состоит из 5 частей:
Д/З: Используя структуру обратной хрии написать обращение, листовку, рекламу. 3 Этап классического риторического канона – иллокуция. Опр . Иллокуция предполагает правильный выбор языков и речевых средств в соответствии с определенной речевой ситуацией с тем, чтобы создать гармонию дискурса. Гармония дискурса достигается за счет использования тропов и фигур речи. Опр. Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении. При этом у говорящего и адресата образуется два смысла: прямой и переносный. К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, катахреза, оксюморон, аллегория и т.д. Опр . Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность или экспрессивность речи. К фигурам речи относятся: антитеза, парадокс, парафраз, градация, риторический вопрос, восклицание. Риторический анализ текста. Он проводится в 3 аспектах: - В аспекте смысловой структуры.
Риторика образа.
Понятие риторического тропа. Опр . Троп – это оборот речи, употребление слова или выражения в переносном значении. Для риторики интересны только те случаи употребления слов и выражений в переносном значении, которые не утратили своей двузначности. Важнейшие особенности тропов и их значение в речи.
Метафора, ее структура и риторические функции. Опр. Метафора – перенос названия с одного предмета на другой по свойству этих предметов. Структура метафоры. Метафора – скрытое сравнение, которое обнаруживает себя союзами “как” , “будто” . Имеется два сравнения предмета:
Правила:
Краткая метафора – слова сравниваются в новом понятии, оборот “как будто” вымывается. Развернутая метафора – фраза внутри метафоры. Углубляет структуру предмета, превращается в каркас текста. Метонимия и ее использование в риторических целях. Опр. Метонимия – (переименование) перенос названия предмета с одного на другой по смежности или близости. С помощью метонимии часто называют:
Другие тропы и фигуры речи и их использование в тексте.
Ирония и парадокс как риторические средства. Как быть остроумным. Опр. Ирония – риторический троп, который, как и метафора, и метонимия, удерживает в сознании говорящего и слушателя два значения: прямой и переносный. Игра этих двух значений рождает смех.
Виды смешного:
Виды иронии и средства получения иронии:
Подготовка к выступлению . Высказывание – это элементарная, оперативная единица текста. При порождении высказывания говорящий не обращает внимания на культуру речи, его сознание сосредоточено на содержании, а память выдает наиболее удобный лексический вариант, основываясь на опыте. Известен предел, ограничивающий количество слов устной речи. В привычной ситуации речь становится автоматической, неконтролируемой. Но если ситуация усложняется, то в речи используется “программный уровень” . Речемыслительный механизм очень сложен. Процесс формирования высказывания зависит от ситуации речевого общения. Выделяют цели высказывания:
Схема речемыслительного механизма .
Выделяют следующие этапы устного выступления:
Анализ ситуации речевого общения. Обычно подготовка устного выступления начинается с выбора темы, которая может быть предложена, заказана. В любом случае, выступать следует только тогда, когда есть, что сказать, т.е. необходимо следовать основному риторическому правилу – запрет на отсутствие говорить высказывания. Тема должна быть актуальна, конкретна и доступна восприятию. Название темы должно быть привлекательно. По направленности устные выступления подразделяются на два вида:
Цель агитационных речей – быстрое воздействие на аудиторию, необходимость эмоционально побудить слушателей принять какое-либо решение. Цель пропагандистских речей – просветительская передача какого-то факта, информации. В зависимости от типа выступления, от темы и ее направленности выделяют различные типы ораторских выступлений.
Он вкладывает в слова не только мысли, но и чувства, воодушевляет аудиторию, завораживает, воздействует, в основном, на эмоции. Особенности и наиболее характерные недостатки:
Особенности и рекомендации:
3) Оратор здравого смысла . Это тип оратора, умеющего рассуждать без блеска красноречия и без ссылок убедить публику, опираясь только на здравый смысл и общеизвестные факты.
Данный оратор не сообщает готовых истин, не призывает следовать чему-то, а вместе с аудиторией пытается решить проблему аргументированно, приводя все факты “за” и “против” . Особенности и недостатки:
Зависимость типа ораторского выступления от стиля мышления. Различают три стиля мышления:
Дискурсивный – последовательный, без скачков и пропусков, основанный на законах логики. Оратор говорит ясно, четко, последовательно, но часто впадает в излишние подробности, утомляет дотошностью. Интуитивный (умозрительный) - афористичный, лаконичный, но не всегда понятный слушателю, т.к. оратором часто используется сокращенная форма силлогизма вследствие чего он может быть неоднозначно истолкован, неправильно понят. Силлогизм включает в себя исходный тезис, рассуждение, умозаключение. Характерен для русских философов. Ассоциативный – законы субъективной ассоциативной связи, ход мыслей понятен только самому говорящему. Характерен для художников, поэтов. Коммуникативная точность речи . Различают два вида точности: понятийная предметная. Если мысль автора соответствует отражаемому фрагменту реальности, то она точна (текст – реальность) . Если эта мысль адекватна выражена в словах, то соблюдена и понятийная точность (текст – мысль) . На практике используют другие понятия: Фактическая точность Коммуникативная точность. Не всегда использование слова в ненормированном значении ведет к неточности, иногда это прием выразительности текста, фразы. Типы ошибок, нарушающих К. Т. При смешении слов
Стратегический этап ораторской деятельности. Подготовка устного выступления.
Требования к отбору фактов
Работа с источниками Устное общение, работа с теоретическими источниками: документами, монографиями.
Способы написания текста
Редактирование текста предполагает также знакомство с логико-композиционным структурированием текста. Пренебрежение признаками смысловых связей приводит к нарушению логики изложения информации. Показатели формообразующих свойств текста
Недостатки логико-композиционного построения текста
Читают такие речи, от текста которых нельзя отступать: дипломатические речи, торжественные приветствия, доклады официального содержания. Что делать, если забыли текст выступления
впечатление – создать наиболее сильное впечатление от прочитанного текста повторение – повторять новый материал только через 8 часов после запоминания ассоциация – связывать с ассоциациями, которые нам близки Режиссура выступления.
Рекомендуемая скорость произношения речи 100 – 200 слов в минуту. При этом техника речи включает в себя комплекс навыков: речевого дыхания, голосоведения, дикции, интонации. Умелое использование этих навыков позволяет не испытывать давления на речевой аппарат, помогает избежать утомления, добиться максимального контакта с аудиторией и высокого качества речи. Техника речи включает:
интонация:
Тренировка интонации включает:
грамматические смыслоразличительные психолингвистические которые позволяют выразить эмоциональное отношение к тексту.
Фонетическая культура.
Невербальные средства общения . Эмоциональное отношение к тексту позволяют выразить невербальные средства общения: мимика, поза, жесты. Это вспомогательные средства. Они оживляют текст, экономят слова, компенсируют недоговоренное, снимают двойственных характер слов. Жесты: - выразительные
Две стратегии поведения оратора: - сжатого кулака
Три стиля ораторского выступления:
Природа и причины ораторского страха:
Стресс – комплекс физиологических и психологических реакций, связанных с адаптивным механизмом, активизация и мобилизация всех средств на спасение. Борьба со стрессовым состоянием: Нужно различать страх – негативные эмоции, связанные с угнетением и волнение – полезные, позитивные, тонизирующие эмоции. Что вызывает страх:
Методы борьбы:
Для создания нужного эмоционального состояния существуют две системы:
Этический образ оратора
Рекомендации:
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки | Полезные публикации |